Обзор изменений в законодательстве об охране окружающей среде

Обзор изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ,
с учетом его поэтапного вступления в силу

 

Изменения, вступившие в силу 1 января 2015 г.
Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1) Вступают в силу положения, в соответствии с которыми объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее также – НВОС), должны быть отнесены к одной из четырех категорий в зависимости от уровня воздействия.

2) Присвоение объекту одной из четырех категорий осуществляется на основании критериев, устанавливаемых Правительством РФ (указанным полномочием Правительство РФ будет обладать с 1 января 2015 г.).

3) Присвоение объекту одной из четырех категорий осуществляется при постановке объекта на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный учет объектов 1) Обязанность обеспечить постановку эксплуатируемых объектов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих указанные объекты.

2) Срок, в течение которого хозяйствующий субъект обязан поставить на учет эксплуатируемые объекты:

— для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2015 года – в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации данных объектов;

— для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года – в течение двух лет с момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ, т.е. до 1 января 2017 г.

Производственный экологический  контроль 1) Производственный экологический контроль осуществляется на объектах I, II, III категорий.

2) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих указанные объекты, разрабатывать программу производственного экологического контроля, которая должна содержать, в том числе, следующие сведения:

— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

— о собственных и привлекаемых, аккредитованных испытательных лабораториях.

3) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного экологического контроля в обязательном порядке проводить измерения выбросов, сбросов тех загрязняющих веществ, которые характеризуют применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

4) Установлена обязанность фиксации результатов производственного экологического контроля и представления в уполномоченный орган государственной власти отчета о результатах производственного экологического контроля.

5) Требования к форме отчета об организации производственного экологического контроля и результатах его проведения будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти после 1 января 2015 г.

Эксплуатация установок очистки газа Установлен запрет на эксплуатацию технологического оборудования в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Инвентаризация выбросов 1) Установлена обязанность лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией стационарных источников выбросов, в отношении вводимых в эксплуатацию объектов, проводить инвентаризацию выбросов, источников выбросов не позднее 2-х лет с даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

При этом инвентаризация проводится в рамках производственного экологического контроля.

2) Установлены основания для проведения корректировки данных инвентаризации.

3) Порядок инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, должен быть установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Привлечение к ответственности 1) Введена административная ответственность, в частности, за сокрытие, умышленное искажение и несвоевременное представления данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов (ст. 8.5 КоАП РФ).

Размер административного штрафа увеличен до 80 тыс. рублей.

2) Введена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (ст. 8.46 КоАП РФ).

Размер административного штрафа до 100 тыс. рублей.

Изменения, вступившие в силу 1 января 2016 г.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, освобождены от обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС);

2) конкретизирован субъект платы за размещение отходов.

В соответствии с изменениями плату за размещение отходов обязано вносить лицо, при осуществлении которым хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления (при условии их дальнейшего размещения).

3) изменен отчетный период, за который исчисляется и вносится плата за НВОС. С 1 января 2016 г. плата за НВОС исчисляется и вносится за год до 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Т.е. впервые плата за НВОС в соответствии с новым порядком должна быть внесена до 1 марта 2017 года. При этом в течение 2016 г. хозяйствующие субъекты не должны ежеквартально вносить плату за НВОС.

4) В период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2019 г., с точки зрения особенностей применения повышающих коэффициентов, применяется порядок исчисления платы за НВОС, аналогичный действующему порядку.

При этом Правительством РФ в период с 1 января 2015 г. по 1 марта 2017 г. должны быть установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты, применяемые при исчислении платы.

Изменения, вступающие в силу 1 января 2017 г.
1. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ не содержит положений, вступающих в силу в 2017 г.

2. Отдельные изменения, внесенные указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», становятся фактически применимыми в 2017 г.

Так: 1) до 1 января 2017 г. юридические лица, индивидуальные предприниматели, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечить постановку данных объектов на государственный учет.

2) до 1 марта 2017 г. субъекты хозяйственной деятельности обязаны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказанное в 2016 г.

Изменения, вступающие в силу 1 января 2018 г.
Охрана атмосферного воздуха 1) Вступает в силу обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих стационарные источники, перечень которых установлен Правительством РФ, [на объектах I категории] автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Указанные автоматизированные средства измерения должны соответствовать требованиям законодательства в области обеспечения единства измерения.

2) Правительством РФ должен быть установлены:

— перечень стационарных источников, оснащаемых автоматическими средствами измерения и учета;

— перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета;

— перечень технических средств передачи информации об объеме или о массе выбросов, о концентрации вредных (загрязняющих) веществ в выбросах.

Государственная экологическая экспертиза Установлена обязанность субъектов хозяйственной деятельности по проведению государственной экологической экспертизы в отношении:

1) проектной документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подпунктом 4 данной статьи;

2) материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 данной статьи.

Изменения, вступающие в силу 1 января 2019 г.
Нормирование негативного воздействия на окружающую среду С 1 января 2019 г. в отношении субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах I-IV категорий, устанавливается следующий порядок нормирования и оформления разрешительной документации:

1) для объектов I категории:

а) разрабатываются:

— технологические нормативы;

— нормативы допустимых выбросов, сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), [при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ];

нормативы допустимых физических воздействий;

лимиты на размещение отходов производства и потребления;

б) оформляется комплексное экологическое разрешение.

2) для объектов II категории:

а) разрабатываются:

— нормативы допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

— лимиты на размещение отходов;

б) представляется декларация о воздействии на окружающую среду в уполномоченный орган государственной власти (в зависимости от уровня государственного экологического надзора), которая, в частности, содержит информацию о декларируемых объемах или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов (расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов прилагаются к декларации);

3) для объектов III категории:

а) разрабатываются нормативы допустимых выбросов, сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);

б) оформляются:

— разрешения на выброс, сброс радиоактивных веществ;

— разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;

На настоящий момент измененные положения ФЗ «Об охране окружающей среды» не позволяют определить порядок и форму установления нормативов допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) лицами, эксплуатирующими объекты III категории; не содержат указаний на необходимость получения соответствующего разрешения указанными лицами.

в) представляется в уполномоченный орган государственной власти:

— отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;

4) для объектов IV категории разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещении отходов, представление отчетности о выбросах, сбросах, об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Комплексное экологическое разрешение 1) Комплексное экологическое разрешение

обязаны получать юридические лиц, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории;

вправе получать юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории [при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям].

2) Лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории обязаны подать заявку по получение комплексного экологического разрешения:

— не позднее 2-х месяцев до ввода построенного, реконструированного объекта в эксплуатацию;

— не позднее 4-х месяцев до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.

3) В отношении действующих объектов I категории лица, осуществляющие эксплуатацию указанных объектов, обязаны получить комплексное экологическое разрешение:

— для объектов, включенных в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, – до 1 января 2023 г.;

— для объектов, не включенных в указанный перечень, относящихся к области применения наилучших доступных технологий, – не позднее 1 января 2025 г.

Временно разрешенные выбросы, сбросы;

План мероприятий по охране окружающей среды;

Программа повышения экологической эффективности

1) С 1 января 2019 г. упраздняется понятия «лимиты на выбросы», «лимиты на сбросы».

Указанные понятия переименованы в понятия «временно разрешенные выбросы», «временно разрешенные сбросы».

2) Условием установления временно разрешенных выбросов, сбросов загрязняющих веществ является наличие:

— программы повышения экологической эффективности – для объектов I категории;

— плана мероприятий по охране окружающей среды – для объектов IIIII категорий;

3) Проект программы повышения экологической эффективности до ее утверждения субъектом хозяйственной деятельности подлежит согласованию с межведомственной комиссией, создаваемой в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 67.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»;

4) Срок действия временно разрешенных выбросов, сбросов совпадает со сроком реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности и не может превышать 7 лет;

5) Установлен запрет на продление срока действия плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности.

Таким образом, субъекту хозяйственной деятельности, с точки зрения возможности установления временно разрешенных выбросов, сбросов, предоставлено право единожды (на протяжении 7 лет) осуществить комплекс мероприятий, связанных с реконструкцией и техническим перевооружением, который позволит достичь технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, сбросов.

Исключение составляют отдельные объекты, указанные в п. 6 ст. 67.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», применительно к которым программа повышения экологической эффективности может составлять 14 лет без возможности продления.

6) Установлена обязанность субъектов хозяйственной деятельности, для которых установлены временно разрешенные выбросы, сбросы, ежегодно представлять в уполномоченный орган государственной власти отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности.

При этом план мероприятий по охране окружающей среды включает, в частности, перечень природоохранных мероприятий и сроки их выполнения.

В свою очередь, программа повышения экологической эффективности включает показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Привлечение к ответственности Установлена ответственность за осуществление деятельности без комплексного экологического разрешения.

Размер административного штрафа составляет от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

Изменения, вступающие в силу 1 января 2020 г.
Плата за НВОС 1) Вступают в силу положения о применении коэффициентов, в том числе повышающих, при исчислении платы за НВОС.

При этом повышающие коэффициенты применяются в следующих случаях:

— к объему или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов – коэффициент 25;

— к объему или массе отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами – коэффициент 25;

— к объему и массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу – коэффициент 100

2) В качестве дополнительного основания для применения коэффициента 100 предусмотрено необеспечение снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности.

При этом указанных повышающий коэффициент применяется к объему или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающим нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы.

3) Вступает в силу запрет на ввод объекта капитального строительства, который относится к областям применения наилучших доступных технологий, в эксплуатацию в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.