Грядущие изменения законодательства в сфере охраны труда

В скором времени трудовое законодательство в сфере охраны труда ожидают значительные изменения. Минтруд России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)». Сейчас поправки проходят процесс согласования в различных ведомствах.

Существенное обновление ожидает раздел «Охрана труда». Кроме того, содержание и других глав Кодекса несколько изменится.

Мы изучили, какие же глобальные нововведения ждут нас в будущем. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с наиболее интересными из них.

В новой редакции раздела «Охрана труда» подробно разъяснено какие подзаконные нормативные правовые акты содержат государственные нормативные требования охраны труда. Это правила по охране труда; единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты; государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, устанавливающие нормативы факторов производственной среды и трудового процесса.

Устанавливается право работника на получение информации об условиях и охране труда. Работодатель, государственные органы обязаны оповещать работников о существующем профессиональном риске и его уровне, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте. Форма и содержание информационных материалов утверждаются Министерством труда.

В поправках появилась глава, посвященная системе управления охраной труда (СУОТ) у работодателя. Напомним, типовое положение о СУОТ утверждено Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н. В этом документе, как и в изменениях к ТК РФ, также уточняется процедура утверждения политики работодателя в области охраны труда. Политика является публичным подтверждением работодателя выполнения обязательств по обеспечению безопасности работников.

Существенным обновлением является изменение численности работников организации, при которой создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Ранее она была равна количеству в 50 человек, теперь будет – 100 человек. В случае более меньшей численности разрешается заключать гражданско-правовой договор на оказание услуг по охране труда. К слову, для помощь руководителям в создании службы по охране труда в организации сейчас действуют «Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденные Постановлением Минтруда от 22 января 2001 г. N 10. Документ предназначен для определения и обоснования необходимой численности работников этой службы, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями.

Кроме того, теперь работники службы охраны труда будут обязаны подтверждать соответствие своей квалификации требованиям профессионального стандарта в порядке независимой оценки квалификации. Такая оценка должна проводится в специализированных центрах оценки квалификации. Неясно, почему в Кодексе прописана именно обязательность этой процедуры. Ведь ранее Минтруд утверждал, что независимая оценка квалификации проходит в добровольном порядке. К слову, данное новшество, согласно законопроекту, планируют ввести в действие с 1 января 2021 года.

В тексте законопроекта также объяснено какие существуют услуги по охране труда и требования к порядку их оказания. К таким услугам относится аутсорсинг по охране труда, обучение по охране труда в образовательных организациях и проведение специальной оценки условий труда.

Учет микроповреждений теперь тоже в обязательном порядке должен проводиться на предприятии. К микроповреждениям (микротравмам) относятся повреждения здоровья работников, приведшие к частичному ограничению трудоспособности, возможно даже их переводу на другую работу в течение одного рабочего дня без оформления листка нетрудоспособности. В настоящий момент нет каких-либо НПА, регламентирующих порядок действий при микротравмах. Некоторые организации ведут учет микротравм в отдельных журналах. Рекомендуется заносить сведения о дате, времени и месте получения микротравмы, обстоятельства произошедшего, вероятную причину получения повреждения. Как правило, подобные травмы работники получают по собственной неосторожности либо при неиспользовании СИЗ.

Работодателей ожидает оптимистичная новость. Статья 358, посвященная обязанностям государственных инспекторов труда, дополнится требованием при выявлении впервые совершенного нарушения (не связанного с задолженностью по заработной плате или угрозой причинения вреда жизни и здоровью работников, угрозой техногенного характера, возможным имущественным ущербом) выносить работодателю лишь предупреждение.

Также планируется создание Федеральной информационной системы управления контрольно-надзорной детальностью. Недавно, мы уже писали о ней. Как раз при помощи этой системы и будет производиться еще одна новая процедура — внутренний контроль (самоконтроль) работодателя. Сама процедура самоконтроля – добровольна. В рамках этой процедуры работодатель будет оценивать соответствие своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных НПА с помощью контрольных листов. Внутренний контроль с последующим оформлением заключения и рекомендаций может осуществлять в электронном виде. Типовые формы «чек-листов» на данный момент находятся в стадии разработки. О результатах самоконтроля нужно будет сообщать в ГИТ. Эти данные помогут им определить категорию риска предприятия.

Предложенные поправки направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, а также развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства.

Будем надеяться, что обновленные требования подкрепятся вновь разработанными или переработанными нормативными правовыми актами для более качественного внедрения изменений в трудовой процесс.

По материалам портала ohranatruda.ru